Заглянуть в глубину своего сердца
Жизнь в Мытищинском благочинии не стоит на месте. Открываются новые приходы, строятся новые храмы. Но главное-то, что закладывалось в самом начале возрождения Церкви после десятилетий безбожия, стало прочной основой для милосердного духовного служения, без чего сегодня трудно себе представить Православие на Русской земле. Так, 15 лет назад знаменитый храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери, который стоит по пути в Свято-Троице Сергиеву Лавру и который, к слову сказать, скоро будет отмечать свой 300-летний юбилей, открыл благотворительную столовую для бездомных. И не какие-то считаные месяцы, не год или два, а все 15 лет здесь продолжают ежедневно, без сбоев, кормить людей, откуда только ни приезжающих, чтобы поесть горячего, попить сока! Изо дня в день приходится обзванивать предприятия, готовые поставить продукты питания, — на звонки и переговоры тоже уходит время, однако прихожанки, которые этим вопросом занимаются, не ропщут.
— Загляните в глубину своего сердца! — горячо призывает в проповедях с амвона настоятель храма, благочинный церквей Мытищинского округа, председатель Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности протоиерей Димитрий Оловянников.
И многие из его паствы уже заглянули, последовав совету пастыря, и нашли там чувство жалости и сострадания к обездоленным, потерявшимся в водовороте жизни людям.
— Приход у нас большой и дружный, — с теплым чувством сказал отец Димитрий. — Крепкий приход, нацеленный на добрые дела!
Другому приходу — не столь большому, но тоже сплоченному (при больничном храме в честь великомученика и целителя Пантелеимона), жизнь подсказала новую форму помощи попавшим в беду, в отчаянное положение. Например, мужчина приехал с Украины в Подмосковье на заработки, а тут его обокрали. Бедолага практически остался на улице — без денег, без документов — и чуть не замерз насмерть. В больницу пострадавшего доставили в тяжелом состоянии. Медики подлечили гастарбайтера, а что делать дальше? Выписывать, выпроваживать на улицу, где человек, переживший шок, с надорванным здоровьем и без средств к существованию может погибнуть? Прихожанки Пантелеимоновского храма — по благословению его настоятеля — стали хлопотать в посольстве Украины, чтобы оно помогло отправить страдальца на родину, к близким. Постепенно при храме Центральной районной больницы города Мытищи сформировалась группа сердобольных и весьма деятельных верующих, которые также протоптали дорожку и в посольства Молдовы, Беларуси, стараясь решить ту же насущную задачу — помочь вернуться в родные края людям, для коих поездка в Москву или Подмосковье закончилась больничной койкой и полным безденежьем.
Кстати, ещё один аспект благотворительной деятельности здесь получил развитие: гуманитарная и духовная помощь заключенным. Так, в нынешнем 2008 г. прихожане больничного храма отправили в места лишения свободы посылки, общий вес которых составил почти полтонны! Люди покупали на свои деньги продукты, вещи, иконки, духовную литературу. Они садились и писали письма, вкладывая в эти весточки сокровенную частицу своей души.
Вообще-то все городские храмы Мытищинского благочиния оказывают помощь заключенным. Это уже сложившаяся традиция церковной жизни многих приходов, важная как для самого христианина, отдельно взятого, так и для нашего общества, которое множащиеся людские грехи толкают в пропасть, и только спасительная несокрушимая православная вера, святые угодники и молитвенники удерживают его на самом краю. Но может возникнуть резонный вопрос: не сложилась ли в благочинии такая ситуация, что приходы со всей душой помогают незнакомым людям — людям издалека, а тот, кто рядом и тоже нуждается в участии, лишен его?
— Были у нас в этом направлении пробуксовки, — признался благочинный. — Сейчас, к счастью, все наладилось благодаря миссионерской карте, существующей по благословению митрополита Ювеналия с 2005 г. Теперь за всеми приходами закреплена определенная территория, и на уровне благочиния есть договоренность, что священник, отвечающий за ту или иную территорию, должен совершать богослужения в каждом пункте своего, скажем, маленького церковного округа. Кроме того, он берет духовную опеку над одинокими немощными людьми, проживающими в этих деревнях. Но если, к примеру, какая-то боголюбивая бабушка в силу своего возраста или по причине нездоровья не способна прийти на службу и звонит батюшке — просит исповедовать и причастить её на дому, то есть люди, которые не могут преодолеть психологический барьер и попросить пастыря прийти. Тогда священник отправляется к ним вместе с сотрудником отдела социального обеспечения. Это в первый раз. А затем, постаравшись установить душевный контакт с человеком, батюшка навещает его сам. Я знаю, что на сегодняшний день восемьдесят человек в нашем районе — лежачие больные или едва-едва передвигающиеся — остро нуждаются в духовной помощи, и, слава Богу, они получают её. Кроме того, в большинстве сельских приходов прихожане перед Рождеством Христовым, Пасхой, Днем Победы собирают солидные продуктовые наборы, покупают подарки и на праздник, после Божественной литургии, вместе со священнослужителем идут поздравлять ветеранов, инвалидов, принося в их дома частицу благодати, радости и тепла.
Протоиерей Димитрий Оловянников добавил, что все детские социальные учреждения — реабилитационный центр инвалидов «Мечта», детский дом-интернат музыкального воспитания в поселке Дружба и другие — охвачены священниками. А рядом с открывшимся в начале этого года домом ветеранов в деревне Беляниново митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 1 июня этого года заложил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
«Помогли» сектанты
Рассказывая о значении миссионерской карты, благодаря которой также были созданы новые приходы и храмы (например, в деревне Афанасово построен храм Сретения Господня, в деревне Дубки строится церковь в честь архистратига Михаила, в поселке Поведники — церковь Новомучеников и исповедников Российских), отец Димитрий с улыбкой сообщил, что в какой-то степени этому строительству и просветлению сознания «помогли» сектанты.
— Люди «наелись» всей грязи, ереси, — заметил благочинный. — Прошло время, и они осознали острую необходимость иметь у себя православный храм, где бы была полноценная литургическая жизнь.
А в начале 1990-х гг. Мытищинский район, как особо близко расположенный к столице, стал печально известным из-за нашествия сюда сектантов разных мастей. Ринулись сюда «Свидетели Иеговы» и пятидесятники, мощно спонсируемые заокеанскими «лидерами». Облюбовали этот район доморощенные сектанты — «Богородичный центр». Построили сектанты в Вешках «обитель» с вышками, с охраной. И как нам поведал настоятель храма в честь святого мученика Уара в Вешках священник Димитрий Бирюк, ещё несколько лет назад адепты секты проявляли в округе чрезвычайную активность. Дело доходило до того, что они стучали в окна поселковых и деревенских изб и призывали местных жителей пройти омовение от грехов в «надмирной купели». А в последнее время… присмирели. Присмирели они после крестного хода, который прихожане храма святого мученика Уара и множество богомольцев, приехавших со всего благочиния, совершили от храма к часовне в честь Успения Божией Матери, что находится на кладбище.
— Два с лишним часа мы шли: хоругвеносцы несли хоругви, я окроплял путь святой водой, верующие молились, — стал вспоминать отец Димитрий Бирюк. — И теперь богородичники «не цепляют» людей на улице, не стучатся к ним в дома.
Но сказать, что сектанты разного толка полностью нейтрализованы в благочинии, пока что нельзя. По словам священника Троицкого храма села Троицкое Андрея Иерусалимова, афроамериканских адептов секты «Жизнь с избытком» не пугают ни русские зимы, ни другие трудности, связанные с пребыванием на нашей земле. Они теперь поочередно арендуют со «Свидетелями Иеговы» клуб для своих встреч с мытищинцами. В поселке Перловка, где назойливые «иеговисты» останавливают прохожих и предлагают вместе изучать Библию, священники Донской церкви начали проводить богословские беседы, рассказывая взрослым и детям о Православии и о попытках его искажения сектантами. После вечерних служб пастыри тоже говорят с прихожанами на тему сект.
— Что хорошо, — продолжил отец Андрей, — так это то, что сейчас большинство наших священнослужителей имеют духовное образование и могут привести убедительные аргументы, способные разоблачить «истинность духовного знания» деструктивных религиозных организаций или оккультных и языческих групп.
Ещё священники Донской церкви ходят в среднюю школу № 5 и в экономический вуз, объясняя школьникам и студентам суть нашей правой веры и показывая на примерах, как «Свидетели Иеговы» подтасовывают изолированные от текста Библии цитаты и дают им ложное толкование.
Большую миссионерскую работу ведет приход храма Святой Троицы села Троицкое, настоятель которого — протоиерей Владимир Шаров — отвечает за миссионерскую деятельность в благочинии. Священники Троицкой церкви окормляют две воинские части и постоянно бывают в трех пансионатах: в «Дружбе» — лечебно-профилактическом учреждении Российского Красного Креста, в «Подмосковье» — оздоровительном учреждении для военно-медицинских работников и в «Яузе» — для работников «Метровагонмаша». После совершения молебна люди задают пастырям вопросы — общение проходит всегда в живой непосредственной форме.
— Особенно помогает в работе то, что у благочиния с нашей администрацией — как городской, так и районной — давно сложились дружеские отношения, которые сегодня с твердой уверенностью можно назвать плодотворными, — заключил свой рассказ священник Андрей Иерусалимов. — Причем, в обеих администрациях практически все работники — люди верующие, поэтому добрые инициативы Церкви они энергично поддерживают.
Такое отношение к Православной Церкви, к её пастырям является примером для других. Руководство частной школы, расположенной рядом с величественным новым собором Рождества Христова, не только приветствует встречи священников со своими подо-печными, но и приглашает на эти встречи ребят, что учатся в других школах, а живут неподалеку отсюда.
Главку о миссионерской работе, о противостоянии сектантам хочется закончить рассказом священника Симеона Банкова — настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских и ответственного в благочинии за работу с молодежью. Поступившая в университет девушка вдруг бросает учебу на первом курсе и собирается с каким-то гуру ехать в Индию в поисках духовности.
— Мы всем приходом за нее молились, — сказал отец Симеон.
— Не уехала? — поинтересовалась я.
— Слава Богу, нет.
— А в храм ходит?
Батюшка улыбнулся:
— Мама её ходит, а сама она рассматривает такую возможность. Но важно, что девушка дважды ездила в Свято-Покровский монастырь к блаженной Матронушке, и сейчас антагонизма с родителями, который возник под влиянием того гуру, у нее нет…
Дети, подростки, молодежь…
— Мы отдаем себе отчет в том, что если не выйдем сегодня навстречу детям, подросткам, молодежи, то потеряем их, — сказал священник Симеон Банков. — Они могут уйти из семьи, могут стать навсегда потерянными для общества.
Другой священник — клирик Пантелеимоновской церкви при Центральной районной больнице Андрей Кольцов — не раз видел в Леонидовском районе Мытищ, где находится больничный храм, таких потерянных для общества. Батюшка рассказывал, что возле медицинского училища под кустами постоянно валяются шприцы — наркомания в районе процветает! Однажды он шел к директору средней школы для беседы, так по дороге столько шприцов насчитал! А на пороге школы — только это было уже в другой раз — увидел двух пьяных подростков, возле которых стояло около 10 бутылок пива.
— И почти никто на такие вещи не обращает внимания, — с горечью произнес отец Андрей. — Поэтому мы и решили при храме создать молодежный центр «Благовест», чтобы ребята могли сюда приходить, общаться, развиваться духовно и физически. В прошлом году мы создали для подростков три спортивные секции — секцию рукопашного боя, стрелковую, туристическую. Мальчишки увлеченно занимались и охотно участвовали в спортивных мероприятиях благочиния. А меня особенно порадовал тот факт, что когда ребята в рамках общегородских мероприятий поехали в Рождественно-Суворово, где жил когда-то наш выдающийся полководец Суворов (а поехали они вместе с родителями), то взрослые и дети зашли там в церковь, помолились и с благоговением приложились к святыням. Я в тот момент подумал, что подростки, пришедшие к нам, что называется, с улицы, стали намного ближе к вере. Радуют меня и доверительные отношения, складывающиеся у молодежного центра с родителями многих детей. Как-то я объявил, что завтра будет родительское собрание, и что бы вы думали? Пришло пятнадцать родителей, готовых активно помогать нам в нашей работе. Приводит в центр «Благовест» своего внука одна бабушка-мусульманка и обращается ко мне уважительно: «Отец Андрей». Иными словами, если люди видят искренность твоих стремлений помочь им в воспитании детей, они ценят это.
Как раз об искренности в работе с подростками и молодежью мы много говорили со священником Симеоном Банковым. Он, по отзывам других пастырей, человек деятельный, искренний, прямой, иногда даже прямолинейный, старается что-то делать, чтобы уберечь мытищинскую молодежь от губительных соблазнов окружающего мира, от духовной пустоты и агрессивности.
— Но пока мы находимся в самом начале пути, — признал батюшка. — Пока только нащупываем те формы, которые могут заинтересовать молодежь.
В своем приходе отец Симеон тоже создал спортивную секцию — баскетбольную, в которой стали заниматься трудные подростки, на первых порах даже не представлявшие, что в жизни можно обойтись без нецензурных слов.
— Потом, когда они стали провожать своих тренеров после занятий без всякого сквернословия, мы поняли, что одержали маленькую победу, — улыбнулся священник.
У ребят молодого прихода храма Новомучеников и исповедников Российских в поселке Поведники два тренера — Иоанна Лопатникова и Александр Артемьев. Оба — москвичи. Приезжают сюда на богослужения. Александр пономарит. Он занимался водным поло, Иоанна — баскетболом. Год назад, как только был создан приход, написали они объявления, приглашая ребят заниматься баскетболом, и развесили эти листки по всему поселку. Пришло мало подростков. Тогда Александр и Иоанна сами пошли по Поведникам и стали напрямую разговаривать с подростками. Вскоре появилась одна баскетбольная команда, а когда она разрослась, то поделили её на две. В первой играют старшие, во второй — младшие.
— Стали ли эти дети ходить на богослужения? — поинтересовалась я у отца Симеона.
Он искренне ответил:
— Сиюминутного результата ждать не приходится. Конечно, мы радуемся, если кто-то из них заходит в храм, молится. Однако на данном этапе для нас самое важное — организовать их досуг, увести их с улицы, которая может покалечить судьбы мальчишек или девчонок. А жизнь показывает, что те дела, которые совершаются не для галочки, в организации которых нет ни тени профанации, рано или поздно дадут добрые всходы. Глядя на сдружившихся ребят, и взрослые захотели быть сплоченнее. Стали говорить мне, мол, хорошо бы нам, батюшка, отправиться в паломничество. Что ж, мы отправились — сначала в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, затем в Москву — в Храм Христа Спасителя. После побывали в Звенигороде и в Николо-Берлюковском монастыре. Скажу так: когда человек видит живое христианское дело у себя в поселке, это способно подвигнуть его на духовные труды, труды во славу Божию.
Если говорить о работе с молодежью в масштабах всего благочиния, то, по словам отца Симеона, прежде всего следует назвать проведение молодежных православных лагерей в Рождественно-Суворово и Николо-Прозорово. Также мытищинцы активно участвуют в мероприятиях, которые проходят в рамках Синодального отдела по работе с молодежью Русской Православной Церкви и на уровне епархии. Дважды команды ездили в город Жуковский на стадион «Метеор», где состязались со спортивными командами из других благочиний Подмосковья. Были в прошлом году и на слете православной молодежи в Подольске, посвященном 175-летию освящения Троицкого собора г. Подольска.
— Неожиданно для себя мы там заняли первое место в общекомандном зачете, — сообщил священник Симеон Банков.
Но, добавил он, в «бочке меда» — оживленной интересной встрече молодежных организаций со всей епархии — оказалась «ложка дегтя». Ею стали инсценировки, театральные действа некоторых команд, сильно напоминающие те вульгарные примитивные ток-шоу, что заполонили каналы нашего телевидения.
— Когда видишь такое, то понимаешь: это вовсе не то, чем мы должны заниматься, — продолжил отец Симеон. — С другой стороны, я понимаю, что нам не нужно бояться встреч с молодежью, молодежных инициатив. Просто надо искать в этом деле золотую середину: чтобы мероприятия, всевозможные формы работы привлекали детей, подростков, юношей, девушек, и чтобы проходили они с именем Божьим на устах…
Вернусь к размышлениям священника Пантелеимоновской церкви Андрея Кольцова, который много сил и энергии вложил в создание молодежного центра «Благовест» при храме.
— В молодежной среде сегодня особенно явственно чувствуется агрессия, — сказал батюшка. — Её активно формируют многие средства массовой информации, видеофильмы, телесериалы. Необходимо создавать условия, в которых это чувство трансформировалось бы, преобразовалось. По опыту своего молодежного центра мы видим: если ребенок на занятиях спортивной секции полтора часа побегает, подвигается, то к концу занятий вся агрессия у него уходит. А положительный эффект приобретается. Во-первых, дети становятся здоровее. Во-вторых, комплекс развивающих движений, который дается на координацию движений, на внимание, выносливость, помогает развить в юном человеке и его внутренние качества: усидчивость, терпеливость, устремленность. У нашего тренера по рукопашному бою, имеющего стаж более тридцати лет, есть своя статистика. Согласно ей, большинство его подо-печных впоследствии пошли в вузы, закончили их, стали хорошими специалистами в разных сферах. Это о многом говорит, но большая беда заключается в том, что у нас в стране нет законодательной базы, способной защитить молодежные центры, организации, движения и помочь их развитию, упрочению на местах, — заключил отец Андрей. — Нет единой целевой программы, направленной на поддержку молодежных инициатив. Этот серьезнейший вопрос должен решаться на уровне государства.
Паломник, поклонник, богомолец — слова-синонимы
У самого молодого священника Мытищинского благочиния, 23-летнего иерея Георгия Соколова, учащегося Коломенской Духовной семинарии, одно из послушаний — организация паломнических поездок. Ещё будучи мирянином, он пытался организовывать такие поездки. И теперь некоторые прихожане ему говорят: «Батюшка, а я с вами не в первый раз еду!» Сам-то отец Георгий успел совершить около 50 паломнических путешествий. Это — серьезный опыт.
— Когда человек направляется к святыням, его душа открывается Богу, — говорит молодой батюшка. — И по пути происходит духовное сближение: людей объединяет молитвенный настрой, рождается особое состояние.
Многие паломнические путешествия, которые мытищинцы вспоминают с большой теплотой, они хотели бы повторить. Например, удивительную поездку в Вырицу под Санкт-Петербургом к преподобному Серафиму Вырицкому.
— Я особенно почитаю этого святого, — продолжил отец Георгий. — Поэтому и своей группе постарался подробно рассказать о его житии и о тех чудесах, что происходили и происходят по молитвам к святому, которого можно назвать нашим современником. Говорил я паломникам и о пророческом даре отца Серафима: ведь он с первых дней Великой Отечественной войны предрекал победу русского оружия! Когда мы оттуда уезжали, то я чувствовал, что не только мне, но и другим этот святой стал духовно близок.
Любят мытищинские богомольцы ездить в Годеново Ярославской области, где свершилось явление Креста Господня. А обратный путь лежит через Переславль-Залесский, через Никитский монастырь. По словам батюшки, никого не оставляет равнодушным высокий духовный подвиг Никиты-столпника. Одни потом молча обдумывают услышанное, другие не могут сдержать нахлынувших на них чувств и призывают в собеседники священника и остальных паломников.
Для отца Георгия важна как духовная сторона путешествия, так и организационная. То есть немаловажно, чтобы водители были порядочными приличными людьми, уважающими Церковь, и чтобы свое водительское дело знали. К счастью, такую организацию, на которую можно положиться — можно не бояться поломок автобуса в пути, — удалось найти.
Захотели прихожане поехать к преподобному Серафиму Саровскому, сказали об этом отцу Георгию — что ж, группа собралась и отправилась в путь.
— Батюшка, а куда бы вам хотелось свозить своих паломников, чтобы поделиться с ними духовной радостью от пребывания на месте, которое стало вам особенно дорого? — спросила я у отца Георгия.
Он ответил:
— Мы ещё до моего поступления в семинарию ездили в Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь. Впечатление осталось очень сильное. В этом году было 500-летие явления преподобному Святой Троицы. На месте величайшего духовного события — встречи человека с Богом — впоследствии была воздвигнута часовня, и сюда приезжает множество верующих людей. Повезти паломников из своего благочиния туда, где они смогут особенно остро прочувствовать близость Божию к людям, конечно бы, хотелось. Ещё мне очень хочется, чтобы паломничество — молитва, богослужение и поклонение святыням — стали органичной частью религиозной жизни многих наших прихожан.
Дети из Цхинвала в подмосковном приходе
Многообразна и насыщенна жизнь приходов Мытищинского благочиния. Священник Димитрий Бирюк, настоятель храма святого мученика Уара в поселке Вешки, рассказал, что недавно у него побывали ребятишки из Цхинвала, пережившие весь ужас тех дней, когда грузинские военные напали на их родной город, и рекой полилась людская кровь. Некоторые из этих детей потеряли родителей — остались круглыми сиротами. Помочь маленьким страдальцам выйти из состояния шока постарались медики и психологи реабилитационного центра при подмосковном санатории «Нагорное», который расположен неподалеку от поселка Вешки. К отцу Димитрию как-то после службы обратились муж и жена, которых он часто видел на богослужениях в своем храме, и спросили, может ли батюшка покрестить детей. И добавили: тридцать детей. Он сказал, что нужно подобрать день. Тимур (в крещении Георгий) и Елена рассказали, что сами они из Осетии, а живут в Подмосковье. И когда появились здесь ребята из Цхинвала, то супруги взяли их под свою опеку. Только одна сложность возникнет при крещении, добавили они. Не все дети знают русский язык. Через несколько дней Георгий и Елена позвонили отцу Димитрию и сообщили, что ребят покрестили на Аланском подворье в Москве на их родном языке, но все равно тем очень хочется побывать в красивом белокаменном храме, о котором они слышали. Накануне отец Димитрий связался с куратором своего диплома (он после Коломенской Духовной семинарии окончил Московский городской педагогический университет по специальности «сурдопедагогика») и узнал, что Ирина Александровна Соловьева как раз является автором реабилитационной программы для детей из Цхинвала, а раньше — для детей из Беслана. Встреча детей (их приехало 30 человек в возрасте от 6 до 13 лет) была очень сердечной. Отец Димитрий во время службы исповедовал их, причастил. Повара приготовили обед, прихожанки накупили ребятам гостинцев. Всем им подарили иконочки, и дети с радостью их приняли. Протодиакон Павел Трошинкин провел с юными гостями беседу на православную тему, и слушали его, по словам отца Димитрия, с большим интересом. Потом ребятишки бегали по довольно-таки просторной территории в ограде храма, играли на детских площадках, предназначенных для малышей.
— Уезжать никак не хотели, — улыбнулся пастырь. — Я думаю, что тот день стал для них днем-праздником.
А отец Димитрий в тот день покрестил их воспитательницу Заиру. Женщина-осетинка сказала батюшке, что серьезно готовилась принять Крещение, много читала, и ей хотелось бы, чтоб её нарекли именем святой равноапостольной царицы Елены, нашедшей Животворящий Крест. Они уже уехали в свой родной Цхинвал, ребята, в чью жизнь неожиданно вторглись кровь и смерть. Уехали, став нашими братьями и сестрами во Христе…
Мы попали в храм святого мученика Уара на воскресную службу и порадовались тому, как много в нем прихожан — взрослых и детей. Много было в этот день и причастников.
— Наш храм — самый большой храм в честь этого святого в стране, единственного христианского святого, являющегося небесным ходатаем за некрещеных умерших, — сообщил иерей Димитрий Бирюк. — В дореволюционной России не было ни одного храма в честь святого Уара, и это неслучайно: весь народ, за исключением нехристиан, был крещен в православной вере. Поэтому и не возникало у нашего народа потребности прибегать к заступничеству святого мученика. Теперь же необходимость молитвенного обращения верующих к этому святому чрезвычайно остра: ведь за семьдесят с лишним лет богоборческой власти в нашей стране миллионы людей были насильно отлучены от Церкви. Они жили, трудились, воевали и, так и не приняв Святого Крещения, покидали этот мир.
Так покинул этот мир папа одной благочестивой женщины — Екатерины, и та вместе со своим мужем Игорем, тоже верующим человеком, решила построить храм в Вешках в честь святого, которому молятся об облегчении участия душ умерших родственников, не сподобившихся Святого Крещения.
Когда отец Димитрий сказал, что на этом месте прежде было болото, была свалка, то, глядя на белокаменный храм, радующий глаз своими архитектурными формами, мы просто не могли себе такое представить.
— Землю здесь равняли, — продолжил батюшка. — Ставили ограду. За оградой текла небольшая речка, и, чтобы земля не ушла, укрепляли её по периметру. Автор проекта храма — переславский архитектор Вячеслав Ижиков — всю душу вложил в свое детище.
С архитектором В. И. Ижиковым мы встречались на освящении великолепного Никольского собора, возведенного по его проекту в Свято-Никольском женском монастыре города Переславля-Залеского Ярославской области. Поразило, что человек в инвалидной коляске, человек некрепкого здоровья смог так напряженно и так вдохновенно работать над проектом Божьего дома, что, глядя на собор, люди плакали и говорили: «Здесь красота земная соединяется с красотой небесной!»
— Также по проекту архитектора Ижикова построена приписная к нам часовня Успения Пресвятой Богородицы на кладбище. И тоже в архитектурных линиях рука мастера чувствуется, — заметил настоятель храма святого мученика Уара священник Димитрий Бирюк.
Отец Димитрий — помощник благочинного, так что хлопот у него по благочинию хватает. Но в то же время он, стремясь увеличить свою паству, просветить светом Христовой Истины как можно больше людей, создал свой сайт в Интернете и практически каждый день отвечает таким образом на вопросы незнакомых людей — верующих, сомневающихся или находящихся на пути к вере. Однако, когда одна женщина написала ему целых 11 вопросов, то пастырь попросил её или позвонить, или обсудить все, что её волнует, в личной беседе. Она позвонила и получила исчерпывающие ответы.
* * *
Заканчивая свои материалы, я как журналистка почти всегда испытываю чувство острого сожаления, что удалось показать лишь «вершину айсберга». А жизнь в благочиниях, в приходах намного богаче, глубже, ярче! Но хочется надеяться, что даже по этим заметкам читатели смогут представить, как, например, в Мытищинском благочинии Московской епархии ведется социальное служение, как здесь развивается паломническая деятельность и организовывается досуг молодежи. Как неустанно ведется борьба с сектантами, которые стремятся увести наших людей от истинной веры — увести их из семьи, из социума, то есть разрушить родственные и социальные связи и сделать адептов секты покорными рабами своих лидеров.
Каждый православный приход — городской, сельский — имеет свое лицо, и на счету каждого немало добрых дел. Люди, соборно возносящие молитвы Богу, становятся единой семьей и не мыслят своей жизни без общения с Богом дома и в храме. Меня до глубины души тронул рассказ протоиерея Димитрия Оловянникова, настоятеля Владимирской церкви, что когда рядом расширяли Ярославку, то вокруг все было разрыто, а возле самого храма зиял большой котлован. Как раз шел Великий пост, и прихожанам, что называется, пришлось в экстремальных условиях карабкаться по этому котловану, чтобы попасть на службы.
— Отрадно, что храм в те дни не пустовал, — произнес отец Димитрий. — Значит, люди любят свою церковь, сердцем прикипели к ней.
Н.Ставицкая