Наша газета

Газета «Троицкий путь» №2 2019 год

Троицкий храм с. Троице-Сельцы

Адрес: 141722 Московская обл., Мытищинский район, село Троице-Сельцы, Троицкий храм
Настоятель храма: протоиерей Димитрий Дубинин
E-mail:Verlug@yandex.ru
Сайт в Интернет: http://selci.orthodoxy.ru

 

Читая губернские документы за 1859 год, узнаём, что село Троицкое-Сельцы, находится по левую сторону Дмитровского тракта (из Москвы в Калязин), в 32 верстах от губернского города. Село казенное, при колодцах, в нём церковь Православная, число дворов-42, проживают в тех дворах 276 человек, из которых: мужчин-135, а женщин-139. В последние десятилетия 20 века, было принято утверждать, что "при царском режиме", на селе царила полная безграмотность. Так вот, в документах за 1899 год особо отмечалось число грамотных и учащихся. И таковых было из мужского населения 110 человек! Это при том, что мужчин "призывного" возраста от 18 до 60 лет насчитывалось 65 человек.

Исторические сведения нам повествуют: "селецкая десятина" получила своё название от села, что носит именование Троице - Сельце, и занимала в 17-ом столетии часть Московского уезда от Тверской заставы по правой стороне Тверской большой дороги и от Бутырской заставы по обе стороны Дмитровской дороги к северу до границ Дмитровского уезда. В состав Селецкой десятины, судя по писцовым книгам за 1623 -1624 годы входили следующие сёла: Коровино, Быково, Манатьево, Рождественское - Суворово, Кононово, Михалёво, Черкизово, Бохово, Химки, Космодамьянское, Иевлево, Иоретово.

"Десятина"- существовавшее до начала 18 века церковно-административное деление епархии, округ или совокупность сельских церквей, находящихся в одной местности и возглавляемое десятильниками. Десятские священники надзирали за десятью из сорока церквей, которые в свою очередь поручались надзору поповскому старосте.

Церковь Святой Троицы в писцовых книгах начинает упоминаться с 1585 года. За 1624 год, в той же писцовой книге читаем: "Вотчина Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и Всея Руси село Троицкое, а Сельцы тож, На речке Уче, а в нем церковь Живоначальные Троицы древян клетцки, а в ней образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колоколы…" Сама Церковь и строения причтетников стояли на патриаршей земле. Там стояли и дом священника Леонтия, и двор дьячка Неустройки Васильева, и двор просвирницы Варвары. А кроме них в самом селе были десять крестьянских дворов и бобылей четыре двора, а в них 14 человек. С 1635 года по 1673 год, при Церкви упоминается придел в честь Архистратига Михаила.

В 1646 году, при Троицкой церкви находился Священник Кирилл. В селе же уже числились 23 двора крестьянских и 3 двора бобыльских, в них три человека. Теплота людской заботы о церкви в 1650 году выразилась в приобретении для придела Святителя Леонтия Ростовского напрестольного креста, двух губок греческих, пробоев к царским вратам и к северным дверям, масла лампадного. Прошло немного лет, и в Троицком - Сельцах появился двор патриарший "становой", двор конюшенный, двор воловей, двор земскаго дьячка и двор мельничий. А на церковной земле дворы Священника Ульяна Григорьева, церковного дьячка Ивашки Григорьева, пономаря Петрушки Нестерова и двор просвирницы Федорицы Матвеевой (Переписн. Книга 9812, лист 13).

В 1686 году была построена новая церковь во имя Святой Троицы. 8 ноября для новопостроеной церкви в Торговом ряду были куплены "двери царские с столбцами и с сенью и с короною", и приобретены в деисус одиннадцать икон. На следующий день, 9 ноября церковь освящал Святейший Патриарх Иоаким, и по окончании" Божественной литургии пожаловал священнику Иулиану с причетниками на молебен полтину" (Патр.Пр.кн.122 л. 129 и 163).  В 1690 - 1695 годах при церкви был священник Федор Селуанов. С 1701 года по 1731 год, при церкви находился священник Иван Федоров, при нём с 1701 по 1720 годы - дьячек Афанасий Иванов и пономарь Василий Федоров, а. в 1720 году был дьякон Михаил Иванов. При Священнике Иване Федорове было задумано построить новую церковь. 21 сентября 1711 года, О. Иоанн написал прошение ( челобитную ), в котором описал состояние старого храма. В 1716 году, тот же священник Иван Федоров с "приходскими людьми", вновь бьют челом в Патриарший Приказ, мол в апреле купили на Москве, в Кудринской слободе деревянную церковь за 80 рублей, а вывести ея силами крестьян села Троицкого - Селец одним не вмоготу. Надобно подвод тысяча " и великий государь пожаловал бы велел для возки тое церкви вспоможение дать…." 20 июня, того же года на прошении была написана резолюция: "по указу великого государя боярин князь Петр Иванович Прозоровский, слушав сего челобитья и выписки, приказал: со всех патриарших подмосковных вотчин дать по две подводы в тое церковь на возку…". Известий о том, как была перевезена, когда поставлена и освящена церковь Святой Троицы пока найти не удалось. Однако, из доношения Московскому Митрополиту Тимофею, становится известно, что в августе 1760 года, Троицкая церковь сгорела и в село перевезли деревянную церковь из села Кучкова, Переславской епархии, от вотчины майора артилерии Петра Толстого. Церковь именовалась - Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Алексия Митрополита Московского. Новопривезённую церковь установили на прежнее церковное место, снабдили утварью, вместо сгоревших антиминсов, выдали новые.

Минуло сорок лет, и вот, в мае 1803 г. уже священник Михей Авраамов подаёт прошение Преосвященнейшему Серафиму епископу Дмитровскому, в котором просил разрешения "...обшить тесом и подрубить пришедшую в ветхость церковь", так как "Означенная Троицкая церковь деревянного здания которая от давнего построения так и колокольня деревянная пришли низами в ветхость ...". Прошло ещё сорок лет и старая деревянная церковь "...которая за ветхостью 1843 года по резолюции Его Высокопреосвященства сломана."

На месте где стояла старая деревянная церковь сейчас можно увидеть пруд. По рассказам старожилов с этого места брали глину для обжига кирпичей, из которых построена нынешняя церковь, и в преждние времена, водой этого пруда поили только лошадей, купаться в нём и стирать не допускалось. Кладбище, находившееся в 16 - 18 веках вокруг Церкви, на сегодняшний день застроено жилыми постройками, хозяева которых при рытье колодцев натыкаются на останки древних захоронений.

История нынешней каменной церкви, началась с 10 января 1822 года, как и подобает в таких случаях, прошением на имя Московского Архиепископа Филарета, от священника Феодора Алексеева с "приходскими людьми". Было решено, что строить новую церковь будут каменной и на новом месте. " 4 мая 1822 года, на сельском сходе, крестьяне "общим своим приговором, предоставили церкви безвозвратно и безвозмездно," "с согласия троицких священно-церковнослужителей и прихожан" участок земли длиною 23, а шириною 15 сажен. 12 мая 1823 года эта земля была отведена Московским уездным землемером, но бумажная волокита растянулась аж до августа 1836 года! В сентябре этого же года, 6-го числа, приходские крестьяне подтвердили письменно своё обязательство относительно земли. В том же документе, они "обязались каменную церковь устроить на свой счет, посредством сбора с каждой ревизской души по 4 руб. в год, с доставлением дров на обжиг кирпича и других материалов..." Результатом этого договора явился приказ о дозволении "...в селе Троицком Сельцы тож устроить новую каменную церковь во имя Св. Троицы с приделом Архангела Михаила и с колокольнею...на каковую постройку выдать храмозданную грамоту".

Придел Архистратига Михаила (тёплый) был освящен 11июля 1843 года. Придел Живоначальной Троицы (холодный) освящен 26 мая 1849 года.

Освятил новопостроенный Храм - ныне причисленный к лику Святых, Митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Одним из последних настоятелей Храма Святой Троицы, до его закрытия был протоиерей Сергей Константинович Даев, ( в последствии - Архиепископ Можайский Макарий). В 1937 году, о. Сергий начал работать в канцелярии Блаженнейшего Митрополита Сергия. В 1944 году - помощником Митрополита Николая ( Крутицкого ). 2 мая 1944 года было совершено пострижение в монашество с именем Макарий, а 12 мая состоялось наречение во епископа Можайского. 14 мая совершилась хиротония. 25 февраля 1951 года Святейший Патриарх Алексий, наградил его саном Архиепископа. "Последние годы жизни Владыки Макария были преисполнены скорбей и испытаний" - писал Священник Николай Радковский,"…в 1955 году, в Радоницу, помогая духовенству своего храма при поминовении усопших, архиепископ Макарий, переутомлённый длительными предыдущими богослужениями, упал без сознания. В сентябре 1959 года паралич опять уложил больного в постель. Ослабевшее сердце уже не могло побороть тяжёлой болезни, и 13 января 1960 года архиепископ Макарий ушёл от нас в лучшую жизнь." 

Похоронен Владыко Макарий на Ваганьковском кладбище, у южной стороны храма. Последним священником храма Святой Троицы упоминается Никольский Василий Николаевич, 1888 года рождения, окончивший духовную семинарию в 1912 году. На Селецкий приход определен в 1930 году. Через 8 лет, а именно, 14 марта 1938 года был арестован, осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в "контрреволюционной влевете", и расстрелян 1 июля того же года на Бутовском полигоне.

Разорение Храма началось с конфискации церковных ценностей. Все иконы и киоты, а так же части иконостаса имеющие покрытие сусальным золотом, были брошены в установленные прямо во дворе Храма, котлы с кипящей водой. Таким способом пытались смыть золото. То, что не представляло "ценности" - шло на растопку в костры. После своего закрытия, Храм использовался совхозом для хранения зерна, картофеля, удобрений, фуража, а в одно время пытались приспособить под сельский клуб для демонстрации кинофильмов. Во время Великой Отечественной войны, фронт проходил в полутора километрах от церкви, немецкой артилерией была повреждена колокольня.

Самые же страшные разрушения и утраты Храм Святой Троицы, как это не парадоксально, понёс в наше время. "Перестройка" моровой язвой пронёсшаяся по Российским просторам, при попустительстве местной власти и полном равнодушии "охраны памятников и культуры", разместила в церковном здании "товарищество с ограниченной ответственностью <<МАРТ>>". Это "товарищество " занялось производством изделий из пластмасс, для чего внутри Храма, растесав южный дверной проём, установили около десятка многотонных станков, вакумную установку, сушильную камеру. С наружной части Храма, на северной стороне прикопали две цистерны для слива масла, с южной стороны установили компрессорную. Чтобы легче было производить погрузку готовых изделий, под стены подсыпали грунт, в результате чего весь цоколь и часть кирпичной кладки оказались под землёй, и стены, как губка стали втягивать губительную влагу, скоротечно разрушаясь под её воздействием. Крыша не ремонтировалась со времён "самодержавия", это отлично видно на фотографии сделанной в 1975 году, со сводов при дожде струилась вода, роспись выполненная на штукатурке по лекалам из Храма Христа Спасителя начала осыпаться, а затем её попросту всю сбили.

Летом 1993 года полуразрушенный, осквернённый Храм передали верующим. С первого же дня, служились молебны, читались акафисты, осенью, на праздник Рождества Богородицы, уже служили Божественную литургию. Вспоминая первые Богослужения, диву даёшься, какая вера и сила пребывала с молящимися. Окна, затянутые плёнкой, проломы в стенах, ветер кружащий по полу жухлую листву, груды металла, громады брошеных станков, тридцатиградусный мороз, от которого льдом покрывался пол и стены, не могли одолеть кучку молящихся прихожан, среди которых был и стар и мал. Вера согревала души и сердца людей. Вера давала им силу идти на службу через заснеженные поля, наперекор вьюге и морозу. Старенькие, немощные женщины преображались, "горящими свечечками" стоял они в молитве. Постепенно формировалась община, появились первые прихожане, по их молитвам, чудесным образом, появлялось необходимое для служения и ремонта. Затеплилась приходская жизнь, открылась воскресная детская школа. Прошло несколько лет и община начала выпуск ежемесячной приходской газеты. Люди после десятилетий блуждания и небытия, вновь вышли на дорогу ведущую к Храму.

К БОГУ. К СПАСЕНИЮ.